Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Логопедическая страничка

учитель-логопед
Акимкина Ирина Юрьевна

График работы логопедического пункта МОУ «Начальная школа п.Дубовое» на 2018-2019 учебный год

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков родного языка.
  2. Сформированность фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т.д. различать слова, отличающиеся одним звуком (слова-паронимы: дочка-точка…).  определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в с лове, отбирать картинки с заданным количеством слогов. Уметь выделять  выделять первый и последний звук в словах, определять место  заданного звука в слове, а также  определять количество и последовательность звуков в слове.

  1. Соответствующий возрасту словарный запас.

Ребёнок должен обобщать и классифицировать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, мебель, насекомые, перелётные и зимующие птицы, грибы, ягоды, лиственные и хвойные деревья, домашние и дикие животные, их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, цветы, рыбы, игрушки, геометрические фигуры, школьные принадлежности.

  1. Сформированность грамматического строя речи .

Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования, умение употреблять простые и сложные предлоги т.д.

  1. Сформированность связной речи.

Ребёнок должен уметь строить связные высказывания (связно, последовательно, чётко и точно формулировать основную мысль высказывания), владеть наывком полного и краткого пересказа, составлять описательные рассказы, рассказы по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи ребёнок должен использовать принятые нормы вежливого речевого обращения.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы!

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить   речевую готовность ребёнка к школе?

 — создать в семье условия, благоприятные для общего  и речевого развития детей;

— проводить направленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребёнка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— осуществлять позитивный настрой на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания  устранения тех или иных речевых нарушений. Это связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребёнок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Поэтому  устранять речевые нарушения необходимо в дошкольный период. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!!!

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

 — неумение общаться со сверстниками;

— чрезмерная игривость, недостаточная самостоятельность;

— импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

— неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной  инструкции;

— низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

— плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

— недостаточное развитие произвольной памяти;

— задержка речевого развития (это прежде всего неправильное произношение,  искажение слов, бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли, трудности  пересказа сказок и  заучивания  стихов).

Хотелось бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу и  там всему и научится ”.

Без предварительной подготовки к школе – ребенок , с которым никто специально не занимался не способен освоить огромную учебную  информацию При этом-не пугайте его школой, не произносите слова занятия, уроки. Ребенок в этом возрасте лучше усваивает  знания через игру . Главное при этом-не количество времени, а система и последовательность заданий, которые  по времени должны быть  более 20 минут.

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрели вопросы:

«А что я могу делать?  Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?»

Специально для вас, родителей  будущих первоклассников,   подготовлены рекомендации ,которым необходимо следовать, чтобы не отбить у ребенка желание УЧИТЬСЯ.

Пескотерапия в работе учителя-логопеда

Играйте на здоровье:

  1. Играйте дома с детьми в различные речевые игры.
  2. Убираясь на кухне, в комнате, попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был какой-то определённый звук.
  3. Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определённым количеством слов.
  4. Придя с ребёнком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: можно попросить найти на полке продукты с определённым количеством звуков или слогов, назвать как можно больше количества продуктов на определённы  звук. Можно устроить соревнование, кто больше найдёт таких слов.
  5. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

 

Любые игры, даже самые простые, направленные на развитие речи, полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что ничего не делается мгновенно, нужны время, терпение и система!!!

 

  
 Родительский практикум -2
  

 

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

 

Скороговорки в ассоциациях