Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Логопедическая страничка

учитель-логопед
Акимкина Ирина Юрьевна

График работы логопедического пункта МОУ «Начальная школа п.Дубовое» на 2018-2019 учебный год

Разговор с родителями
будущих первоклассников

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить.
Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:
— общее недоразвитие речи;
— нарушение процессов чтения и письма;
— нарушение памяти;
— низкую концентрацию внимания;
— нарушения словесно-логического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет логопед, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.
Решение логопедических проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

Памятка для родителей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
— поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
— правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
— проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона.

Родителям важно знать:

— ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком — одно из обязательных условий правильного речевого развития;
— выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
— занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
— занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4—5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
— занятие не следует перегружать заданиями;
— на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
— к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится — в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше — Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

Ребенку важно уметь до школы:

1 Правильно слышать и выделять звуки речи
— определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
— делить слова на слоги;
— различать твердые и мягкие согласные;
— различать гласные и согласные звуки;
— различать слова, похожие по звучанию;
— различать слова, отличающиеся одним звуком;
— находить слова, в которых нет заданного звука;
— осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения
Причины нарушения звукопроизношения различны — привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15—20 минут.
3. Развитие моторики и графических навыков
Необходимо тренировать:
— пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д.)
— общую моторику;
— мелкую моторику — развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
— Используя приемы:
— пальчиковые игры;
— штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т. д.)
4. Развитие звуко-буквенного анализа
Ребенка надо научить:
— устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
— понимать смыслоразличительную роль буквы.
5. Развитие словаря
Формировать умения:
— определять количество и последовательность слов в предложении;
— составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
— пересказать текст;
— рассказать сказку.
6. Обучение чтению
Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.
Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Успехов Вам и детям!

 

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков родного языка.
  2. Сформированность фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т.д. различать слова, отличающиеся одним звуком (слова-паронимы: дочка-точка…).  определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в с лове, отбирать картинки с заданным количеством слогов. Уметь выделять  выделять первый и последний звук в словах, определять место  заданного звука в слове, а также  определять количество и последовательность звуков в слове.

  1. Соответствующий возрасту словарный запас.

Ребёнок должен обобщать и классифицировать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, мебель, насекомые, перелётные и зимующие птицы, грибы, ягоды, лиственные и хвойные деревья, домашние и дикие животные, их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, цветы, рыбы, игрушки, геометрические фигуры, школьные принадлежности.

  1. Сформированность грамматического строя речи .

Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования, умение употреблять простые и сложные предлоги т.д.

  1. Сформированность связной речи.

Ребёнок должен уметь строить связные высказывания (связно, последовательно, чётко и точно формулировать основную мысль высказывания), владеть наывком полного и краткого пересказа, составлять описательные рассказы, рассказы по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи ребёнок должен использовать принятые нормы вежливого речевого обращения.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы!

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить   речевую готовность ребёнка к школе?

 — создать в семье условия, благоприятные для общего  и речевого развития детей;

— проводить направленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребёнка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— осуществлять позитивный настрой на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания  устранения тех или иных речевых нарушений. Это связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребёнок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Поэтому  устранять речевые нарушения необходимо в дошкольный период. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!!!

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

 — неумение общаться со сверстниками;

— чрезмерная игривость, недостаточная самостоятельность;

— импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

— неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной  инструкции;

— низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

— плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

— недостаточное развитие произвольной памяти;

— задержка речевого развития (это прежде всего неправильное произношение,  искажение слов, бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли, трудности  пересказа сказок и  заучивания  стихов).

Хотелось бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу и  там всему и научится ”.

Без предварительной подготовки к школе – ребенок , с которым никто специально не занимался не способен освоить огромную учебную  информацию При этом-не пугайте его школой, не произносите слова занятия, уроки. Ребенок в этом возрасте лучше усваивает  знания через игру . Главное при этом-не количество времени, а система и последовательность заданий, которые  по времени должны быть  более 20 минут.

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрели вопросы:

«А что я могу делать?  Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?»

Специально для вас, родителей  будущих первоклассников,   подготовлены рекомендации ,которым необходимо следовать, чтобы не отбить у ребенка желание УЧИТЬСЯ.

Пескотерапия в работе учителя-логопеда

Играйте на здоровье:

  1. Играйте дома с детьми в различные речевые игры.
  2. Убираясь на кухне, в комнате, попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был какой-то определённый звук.
  3. Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определённым количеством слов.
  4. Придя с ребёнком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: можно попросить найти на полке продукты с определённым количеством звуков или слогов, назвать как можно больше количества продуктов на определённы  звук. Можно устроить соревнование, кто больше найдёт таких слов.
  5. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.

 

Любые игры, даже самые простые, направленные на развитие речи, полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что ничего не делается мгновенно, нужны время, терпение и система!!!

Памятка для родителей
по  развитию словотворчества у детей дошкольного возраста 

Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах. Тогда ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и безгранично обогащать свой словарный запас.

В работе над словообразованием используйте приемы:

  • Дидактические игры и упражнения «Магазин», «Зоопарк» и т.д.
  •  Демонстрируйте картины, альбомы, фотографии.
  •  Читайте  вслух детям художественную литературу с последующим   обсуждением.
  •  Наблюдайте за окружающей жизнью животных и растений.
  •  Слушайте классическую музыку,посещайте театральные представления.
  • Используйте современные  технические средства общения.

Ребенок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:

  • Образовывать имена существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба — рыбка и т.д.).
  •    Образовывать глаголы при помощи приставок (ушёл — пришёл и т.д.).
  • Образовывать относительные прилагательные (сок из берёзы — берёзовый сок и т.д.).
  • Образовывать притяжательные прилагательные (стол папы – папин, хвост лисы – лисий и т.д.)

Задача педагогов и родителей– помочь ребенку усвоить способы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

Роль речи в становлении ребенка как личности

     Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых — родителей и педагогов — помочь ему овладеть речью. У детей дошкольного возраста должны быть сформированы прежде всего- навыки словообразования:

Дети должны уметь:

— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

— образовывать название детенышей животных;

— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

— замены суффиксов (козлята – «козленки»);

— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Вовлекая детей в  игру мы формируем их мышление, расширяем познавательные возможности. Они   могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Дети обогащают свой лексический запас, грамматически правильно строят фразу при выражении определенной мысли, что способствует формированию нормальной психической жизни ребенка. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия с детьми   должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Успехов Вам и вашим детям!

Использование игр для развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи
(консультация для воспитателей групп комбинированной направленности) 15.12.2020г.

Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых — родителей и педагогов — помочь ему овладеть речью. Вовлекая детей в игру мы формируем их мышление, расширяем познавательные возможности. Они могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Дети обогащают свой лексический запас, грамматически правильно строят фразу при выражении определенной мысли, что способствует формированию нормальной психической жизни ребенка. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Опишем несколько дидактических игр, в процессе которых у детей развивались навыки словообразования на занятиях.

Игра «Подскажи словечко», направленная на формирование навыка употребления глаголов, образованных при помощи приставок (в-, вы-, под-, от-, об-, пере-). Каждому ребёнку выдаётся одна и та же картинка, на которой изображены разные действия мальчика. Стимулируя детей к образованию нужных глаголов, логопед называет существительное с предлогом, дети при этом должны досказать глагол (мальчик в дом … (входит)). Далее каждому ребёнку даётся дополнительное задание: при помощи приставки, которая была у ребёнка в глаголе образовать другие глаголы. Делается это следующим

образом: «Мальчик в дом входит, а птица / змея? (влетает, вползает)». Названные детьми слова сравниваются, выделяется общая часть (приставка). Отвечают дети по очереди, за каждый правильный ответ получают «волшебное стёклышко». Во время выполнения задания дети вместе с логопедом пытаются определить значение общей части ряда слов (глагольной приставки). Так например приставка в- означает вход куда-либо. В игре выигрывает тот, у кого по окончании игры будет больше «волшебных стёклышек». Речевой материал: Мальчик в дом…, мальчик из дома…, мальчик к дому…, мальчик от дома…, мальчик вокруг дома…, мальчик через дорогу….

Игра «Такие разные животные», ориентирована на формирование умения образовывать качественные прилагательные от существительных с использованием суффикса -ат-. У каждого ребёнка свой набор из 3 картинок, предлагается по картинке ответить на вопрос: «Какой?». Логопед даёт пример: «У медведя есть космы (взлохмаченные волосы), значит, он какой? Косматый». Далее логопед по очереди задаёт вопросы по картинкам каждому ребёнку. В ходе игры вместе с логопедом дети приходят к заключению, что частичка –ат- указывает на часть тела животного, на его внешние качества (животное имеет что-либо). Правильные ответы детей вознаграждаются фишками, которые подсчитываются по окончании игры. Наглядный материал представлен картинками: медведь, орёл (крылатый), кот (усатый), тигр (полосатый), козёл (бородатый), олень (рогатый), верблюд (горбатый).

Игра «Собери ягоды в корзину», направлена на развитие навыка словообразования существительных женского рода с помощью суффиксов –к, –ич-. Детям выдаётся по 1 большой картинке с изображением корзины и по 3 маленьких картинки с изображением ягод. Задача ребёнка назвать ягодку

ласково, тогда он может положить её к себе в корзину. Например, рябину ласково назовём – рябинка. В конце игры дети подсчитывают количество собранных ягод. Картинки для предъявления: малина (малинка), смородина (смородинка), брусника (брусничка), клубника (клубничка), черника (черничка), земляника (земляничка).

Игра «Засели животных в домики», нацеленная на развитие навыка образования притяжательных прилагательных от существительных с помощью суффиксов –и-, -ин-. Каждый ребёнок получает по 5 одинаковых картинок с изображением домиков и по 5 разных картинок с изображением животных. Вначале логопед даёт речевой образец: «В этом доме живёт поросёнок. Чей дом? (поросячий)». Затем детям даётся задание аналогичным образом. Если ребёнок правильно образует притяжательное прилагательное, то он кладёт картинку с изображением животного рядом с домиком, если неправильно – отдаёт картинку логопеду. Так дети по очереди заселяют своих животных в домики. Выигрывает тот, кто заселит в домики как можно больше животных. В качестве наглядного материала используются картинки домиков, а также картинки с изображением поросёнка, кошки, собаки, коровы, козы, лисы, оленя, мыши, лошади, зайца, волка.

Для стимулирования детей на занятиях педагог может применять поощрения в виде надувания мыльных пузырей, выдачи «волшебных стёклышек» ,фишек, наклеек , а также- словесное поощрение.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что применение дидактических игр не только на логопедических занятиях ,но и воспитателями в группе приводит к более высоким результатам развития словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Предлагаемые игры и задания для детей данной категории способствуют решению поставленных задач и отражают основные направления коррекционно-образовательной деятельности: формирование лексико-грамматических представлений и совершенствование навыков словообразования

 

  
 Родительский практикум -2
  

 

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

 

Скороговорки в ассоциациях

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребёнок идти в школу?»

 

Родительское собрание для 1 классов: «Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников» Вы можете посмотреть по ссылкеhttps://drive.google.com/file/d/1GZi8DBPdZfQdE_a9mPbs6ViSBAV3qfdh/view?usp=sharing